Вторник, 30.04.2024, 02:07
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • блог Данилы Третьякова
  • Участник:Turistantonov
  • фотограф Вера Котенко
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Значение туризма в современной школе.

    Можно отправиться в экспедицию

    не покидая двора своего дома.

    Юджин Смит.

    Подготовить человека к жизни в современном, а главное в будущем, очень мобильном обществе - это значит воспитать личность, которая обладает устойчивыми знаниями, нравственной убежденностью, психологической гибкостью, личность способную на протяжении всей жизни учиться.

    Современная  школа медленно, но верно переходит на новые рельсы развития. Она начинает ставить себя в единый ряд институтов развития человека, такие как общество, церковь, природа и т.д. Без школы ребенок не перестанет расти и развиваться, хоть это и будет происходить медленно, но процесс не прервется. Школа должна взять на себя функции координации процесса развития личности. Школьные учителя обязаны влиять на решения детей, но не решать за них. Ученик должен думать, оценивать, понимать те процессы, которые окружают его.

    Аргументы и доказательства того, что туризм это благо я приводить не буду, так как до меня это сделали другие. Мне кажется, есть очень важный аргумент, который немного недооценивают. Известно, что все воспитание замыкается на учителе, в его привычку работать так, как его учили, в его психологию и в его понимание жизни. К сожалению, сегодняшний учитель это в большинстве своем человек воспитанный в командно-административной системе и преодолеть себя очень трудно. Но необходимо. Современному учителю просто жизненно важно перейти на путь сотрудничества с учеником. Ведь если взять основную деятельность учителя и ученика – учебный процесс, то где здесь сотрудничество. Не многие учителя вовлекают детей в этот процесс. Я думаю, что детей можно привлекать и в таких организационных вещах, как составление расписания, последовательность уроков. Школа изначально ставит детей в подчиненное положение.

    Всякое сотрудничество – это совместный труд, искусство жить вместе. Любому физическому действию предшествует работа ума. Действие состоит из задумки, идеи, мысли, а затем его последующей реализации. Вот первой части ученики зачастую лишены.

    Туристская деятельность дает детям большую свободу, самостоятельность в принятии решения, автономность и в мышлении и в деятельности. Туризм влияет не только на воспитание детей, но и на развитие самого учителя. Взявшись за организацию и проведение походов, учитель ставит себя в такие условия, которые снижают его возможности работать в авторитарном стиле. Поясню: увеличивается объем интеллектуальной работы, которая практически не реализуется  без участия детей. При подготовке любого даже однодневного похода возникает гигантский объем работы (разработка маршрута, вопросы финансирования, питания, гигиены, материальное обеспечение, подготовка личного состава, ведение документации и т.д.) и каждое из этих направлений имеет массу малых дел. Эти малые дела являются идеальным полигоном для отработки навыков решения жизненных задач. Сначала нужно обдумать решения проблем, а затем приступить к практической реализации поставленной задачи. Учителю, привыкшему работать в авторитарном режиме, приходиться контролировать каждый шаг учеников, пытаясь руководить каждым. Вскоре он понимает, что не успевает сделать всё и вынужден либо отойти от дел, либо перестроиться, перейти на сотрудничество. Никто не говорит, что контроля не должно быть, но процесс можно выстроить так, чтобы дети понимали, что это они принимают решения.

    Кроме того меняется социальный статус учителя. Один только вид учителя с тяжелым рюкзаком за плечами меняет отношение детей к нему. Видя, как его также кусают комары, как он также промокает под дождем, ученики понимают одну простую вещь, что это такой же человек, как и они, но при этом обладает одной вещью, которой у них нет – опытом. Особенностью похода является то, что здесь многократно возрастает воспитательное влияние на детей человеческой личности учителя, его личных качеств. Достоинства и недостатки учителя начинают «выпячиваться» с огромной силой. В школе учитель - лицо официальное, а здесь возникает «семейственность», усиливается духовное общений между детьми и взрослым. В походе невозможно притворяться - условия слишком тяжелые, чтобы носить маску, все становиться настоящим.

    Дети не должны чувствовать себя воспитуемыми, ведь искусство воспитателя заключается и в том, чтобы оставаться незаметным. Ребята видят живого человека и оценивают его по-новому, с таких сторон, которые раньше были скрыты от них.

    Многие учителя понимают важность туризма, но не спешат вести своих воспитанников в поход. На это есть свои причины: участники должны быть подготовлены психологически, физически, а главное морально. Походы это хлопотное и рискованное мероприятие, естественно проще на примерах из книг попробовать воспитать смелость, честность и мужество. Пока учитель не поймет, что для развития ума необходима физическая нагрузка, причем не просто физическая культура, а средство, сочетающее в себе и творчество и физическую подготовленность и интеллектуальные способности, он будет использовать туризм в чисто прикладном виде-экскурсии, прогулки на природе, посещение исторических мест. Туризм же имеет мощнейший потенциал в воспитании личности и может быть использован как «педагогический инструмент» для решения задач, которые раньше ставили педагогов в тупик.

    Все это очень хорошо, но учителя вполне обоснованно бояться применять такое средство как походы. Ведь сейчас практически потеряна возможность получать дополнительные знания в области туризма и проведения походов. Только знания и практические умения могут дать уверенность в том, что ты делаешь. Чего бояться учителя? Заблудиться, длинных переходов, показаться слабым, бояться тяжелого рюкзака, неумения научить ребят практическим навыкам, неуправляемости детей, когда родители далеко и не потребуешь дневник, бояться просто сырости и комаров, отсутствия простых благ.

    Конечно, ни о каком туризме нельзя вести речь, если в школе отсутствует элементарное снаряжение для походов, если учителю приходиться тратить свои средства на их организацию и проведение, если учитель не имеет опыта необходимого для проведения походных мероприятий. Но все это преодолимо. Сейчас, когда возросли возможности школ, можно изыскать средства для организации элементарных походов. Приобретать опыт руководства можно с другими группами, с более опытными руководителями. Есть громадный опыт советской школы в проведении походов со школьниками.

    Можно не использовать этот способ и метод воспитания детей, каждый находит свою дорогу в воспитании и образовании, но я свой путь нашел и убежден, что лучшего средства в достижении воспитательных задач  еще не придумали.

     

     

     О.В.Антонов

    учитель Лузинской средней школы №2.

    Категория: Мои статьи | Добавил: учитель (16.02.2013)
    Просмотров: 1776 | Рейтинг: 1.0/1
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: