Пятница, 26.04.2024, 18:03
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • блог Данилы Третьякова
  • Участник:Turistantonov
  • фотограф Вера Котенко
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Я - Учитель...

    После окончания в 1998 году Сибирской Государственной Академии физической культуры, работаю учителем физической культуры. К сожалению, в общественном сознании сложился своеобразный стереотип учителя физической культуры.

    Прежде всего, я учитель, а значит система требований к компетентности педагога, определяющих готовность к реализации педагогической деятельности и успешность ее выполнения распространяется и на меня. Мои уроки должны быть выстроены, так, чтобы каждый ребенок получил физическую нагрузку в соответствии со своим уровнем физической подготовленности, чтобы каждый научился не только выполнять физические упражнения, но и был готов к любому повороту, которыми так богата взрослая жизнь.

    Я учитель ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ. Эти два слова являются равнозначными: физическая и культура. Главного выделить не возможно. Древние греки говорили: «Человек не умеющий плавать, бегать и бороться не является человеком в полном смысле этого слова», но в то же время, человек, не умеющий правильно распорядиться своим интеллектуальным потенциалом, не может считаться гармонично развитой личностью. В этом и состоит моя главная задача: сделать урок таким, чтобы он давал возможность не только физического развития, но и возможность развития личностных общечеловеческих ценностей. Учил моих воспитанников свободно ориентироваться в быстро меняющемся современном обществе, развивал способность адекватного реагирования на постороннее воздействие и агрессивность среды, помог найти согласие с самим собой и особое душевное равновесие, при котором люди чувствуют себя счастливыми.

    Как я это делаю? На своих уроках я использую упражнения из туристического многоборья, после уроков ученики начальной школы занимаются по программе внеурочной деятельности «Пешеходный туризм», а основной и старшей школы – в туристско-краеведческом кружке.

    Вы можете посмотреть видеоматериалы, прочитать конспекты. Если вас это заинтересует, пишите, оставляйте свои комментарии, буду рад общению с единомышленниками. 

    «Сила есть, ума не надо», «тот, кто занимается спортом, тот не обращает внимание на интеллектуальное развитие», «тот, кто любит физкультуру не любит другие предметы и на оборот». Такие стереотипы, к сожалению, присутствуют в современном российском обществе, я и хочу разрушить сложившиеся стереотипы. Вся моя жизнь построена на разрушение того, что другие принимают как догму. В школе говорили «ты должен идти в технический ВУЗ», но поступил в институт физической культуры и стал учителем, оставайся аспирантом, но пошел работать в сельскую школу, когда не давали зарплату. Потом учитель… Работая меня всегда не оставляло ощущение, что что-то не так в методике преподавания этого предмета, слишком спортивная направленность, все методики взяты из тренерской работы, нет возможности совершенствования человека как личности в целом, а не только физических качеств. В школе есть условия для занятий ф.к., но даем ли мы как учителя, возможность реализовать эти условия? И что такое ф.к. как учебный предмет? 

    Урок физической культуры сейчас, как мы его себе представляем? Из школьных воспоминаний это значит первое раздевалка, затем дверь, затем равняйсь смирно и побежали в различных интерпретациях. Нормативы, от которых зависит твоя отметка и не важно, дано тебе природой выполнение этих нормативов или не дано. Ведь это факт что некоторые дети ни когда не смогут перепрыгнуть страшного зверя по имени «конь» или «козел». Да и зачем школьнику это делать, как это упражнение может пригодиться в дальней шей жизни? Сообразуя всё с новыми требованиями, получается так, мы должны воспитать личность, которая может воспользоваться полученными знаниями на практике, и для этого даем условия, но не даем возможности такой личности развиться. Мне стало интересно, мешают ли занятия ф.к. развитию всесторонне развитой личности. Проанализировав достижения выпускников – медалистов нашей школы, я обнаружил интересную вещь, 90% из них серьезно занимались спортом, но очень не любили ф.к. как учебный предмет. Очень плохо, когда занятия тем или иным видом деятельности переходит в обязанность. По моему мнению, предмет ф.к. это возможность восполнить недостаток в двигательной активности и получить положительные эмоции. Использование стандартного инвентаря несколько ограничивает возможности урока ф.к. Можно на уроках заняться и творчеством, как это происходит в моих походах. По пути мы встречаем массу вещей пригодных для использования при занятиях ф.к. Ведь с собой в поход не возьмёшь каких-то лишних, но нужных вещей. Например, мяч, что проще взять полиэтиленовый пакет и пару газет, ну и конечно скотч и все мяч готов. В каждом рюкзаке есть вещи, которые можно использовать не по прямому назначению. Полотенце и футболка и что? А это реквизиты интересной игры перебрасывания мяча полотенцем.

     В походах часто возникает вопрос о эмоциональном состоянии ребят на маршруте. Однообразная и нудная тяжелая физическая нагрузка надоедает, но движения достаточно. Значит, мы даем возможность реализовать желание двигаться. А как же эмоции? То есть если проектировать на урок ф.к., то это бег. Дети двигаются. И все. Задача движения решена. А эмоции от мероприятия? Для создания благоприятного климата в походе используются различные приемы, например ребята, очень любят ритуалы, всяческую мишуру. Подготовить заранее простые эмблемы, яркие нашейные косыночки, значки с подходящим рисунком, несколько грамот (их обязательно должно хватить на всех детей). Заготовить все втайне от ребят, потом постепенно вручать им в торжественной обстановке. Поощрение обычными конфетами, после покорение первого препятствия - огромная радость. Не думайте, что для детей это ни чего не значащие мелочи. Само собой разумеется, что взрослые первыми должны подавать примеры достойного поведения ведь это лучший способ воспитания детей. Обязательно в последние дни похода устроить небольшое театрализованное представление «посвящение в туристы» для тех детей, которые в первый раз ходили в поход. Можно придумывать еще много чего, все зависит от вашей фантазии, главное чтобы поход стал событием в жизни ребенка. Ну и конечно удовлетворение от пройденного дня преодоленного препятствия, законченного маршрута. 

     А на уроке? Ведь можно сделать так чтобы и урок ф.к. стал для детей событием. Во что играют дети на улице? В игры. Те, которые они разучили сами, которым их научили играть родители или учитель физкультуры, но ни кто не играет в эстафеты или в кросс. Почему на уроках ф.к. дети не развивают свои творческие способности? Потому что мы не создаем таких условий и не даем такой возможности! Следовательно, на уроках ф.к. мы должны давать возможность творить и двигаться. Творчество – это эмоции, упражнения – это реализация потребности двигаться. Объединение этих двух понятий на уроках ф.к. это возможность сделать занятие событием. Из опыта путешественника возможность творчества из обычных вещей вполне реализуема. На маршруте встречается масса мусора, кроме его уборки и сжигания можно найти и ему применение. Пустые коробки, тетрапаки, емкости, собственная посуда и вот готовы музыкальные инструменты и выступление маленького оркестра. Те же пустые коробки можно использовать на уроке ф.к. как инструменты для силовой подготовки, мишени для метания. Вот уже получается, что на уроке ф.к можно позаниматься музыкой, творчеством, и конечно непосредственно развитием физических качеств. В конце занятия еще и можно нарисовать свое настроение. Такой урок дает условия и возможности развития более гармонично развитой личности. Человек, который занимается в художественной школе, получит свои возможности, ученик музыкальной школы свои. 

    А как же с учениками, для которых ф.к. это только физические нагрузки? Из своего опыта работы в школе я могу утверждать, что таких детей мало и они получают свою нагрузку и на уроках ф.к. и на дополнительных занятиях, кружках и секциях. По моему мнению, урок ф.к. должен иметь массовую направленность и быть ориентирован на всех учащихся. Очень часто у учеников возникает резонное возражение «Вы, что из нас великих спортсменов делаете?» и они правы. Спортсменов должны воспитывать специализированные кружки и секции.