Пятница, 26.04.2024, 12:38
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Друзья сайта
  • блог Данилы Третьякова
  • Участник:Turistantonov
  • фотограф Вера Котенко
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Учитель » Внеурочная деятельность » Программа занятий

    Программа занятий

    1.Вводное занятие — 2 ч.
    Теория-1ч.Что такое туризм, какое его значение в физическом и духовном развитии ребенка. Анонс будущих занятий, форм и направлений деятельности. Нормы поведения в туристском коллективе и правила личной безопасности.
    Практика-1ч.  Шуточные конкурсы начальных туристских навыков укладка рюкзака, бег в спальных мешках, переправа через «болото» по «кочкам» и т.п. Туристские песни под гитару.
    2. Поход-знакомство — 7 ч.
    Теория -1ч. Подготовка к ознакомительному походу: техника безопасности; правила гигиены, групповое и личное снаряжение; цели и маршрут ознакомительного похода. Выбор ответственных за сбор и подготовку группового снаряжения, продуктов, медицинской аптечки, за проверку личного снаряжения туристов, состояния рюкзаков, за разбивку бивака, за разведение костра и заготовку дров, за приготовление обеда, за соблюдение чистоты на местах привалов и стоянок, за фото отчет о походе и т.п.; предварительная работа с ними.
    Практика -6ч. Сборы и проверка готовности к первому походу. Пеший однодневный поход группы по заранее намеченному маршруту и обучение школьников и родителей,  в естественных условиях похода, элементарным туристским навыкам: правильному движению по дорогам и пересеченной местности, установке палаток, заготовке дров, разведению костра, приготовлению пищи на костре, уходу за собственной одеждой и обувью и т.п. Анализ в группе (дети и родители) состоявшегося ознакомительного похода: самочувствия юных туристов и взрослых, полученные ими впечатления о  проведенной ими работы и т.п. Фотоотчет о состоявшемся походе «Наше первое приключение».
    3.Безопасность юного туриста — 2 ч.
    Теория-2ч.  Правила поведения в лесу, у водоемов, на болоте, в горах; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнем; правила обращения с опасными инструментами и спец.снаряжением; правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста.
    4. Быт юного туриста - 1ч.
    Теория-1ч. Туристское снаряжение: групповое и личное. Распределение группового снаряжения в походе между мальчиками и девочками. Туристская одежда и обувь. Рюкзак. Укладка рюкзаков разного типа. Палатка, установка палаток разного типа. Походный лагерь. Место для костра. Топливо, правила хранения. Трудовая этика туриста. Отношение к памятникам истории и культуры. Отношение к природе.
    5. Кухня юного туриста.-4ч.
    Теория-1ч. Продукты в походе. Калорийность. Походное меню. Упаковка и транспортировка продуктов. Сублимированные продукты. Сушка овощей, фруктов, хлеба в домашних условиях. Туристская посуда. Уход за походной посудой.
    Практика-3ч. Приготовление пищи на костре. Приготовление пищи в походных условиях.  Конкурс «Что приготовил, то и съел». Подготовка родителями инструментов и приспособлений необходимых для приготовления пищи в походных учловиях.
    6. Песни юного туриста-6ч.
    Теория-2ч. Бардовская песня, туристская песня. Ю.Визбор: человек, судьба, профессия, песни. В.Высоцкий: человек, судьба, профессия, песни. В.Ланцберг: человек, судьба, профессия, песни. О.Митяев: человек, судьба, профессия, песни. В.Егоров: человек, судьба, профессия, песни. Прослушивание песен в исполнении педагога под гитару, прослушивание песни в авторском исполнении (в записи). Автор песни. История песни. Обсуждение песни: что понравилось, чем понравилось, о чем она. Рассказ родителей о песнях, которые пели они в походах.
    Практика -4ч. Разучивание и исполнение полюбившейся песни. Вечер туристской песни совместно с родителями.
    7. История родного края-6ч.
    Теория-2ч. Интересные страницы истории родного края, яркие личности родного края. Экскурсия в краеведческий музей: подготовительная беседа (куда идем, зачем идем, как себя ведем, что смотрим, что обсуждаем после экскурсии?), посещение музея и беседа с экскурсоводом, возвращение и итоговая беседа о проведенной экскурсии (что запомнилось, что понравилось, что не понравилось, где и как можно организовать следующую экскурсию?). Что могут предложить родители из собтсвенного  опыта (где бывали, что видели, какие интересные достопримечательностиа они знают).
    Практика-4ч. Экскурсии или походы выходного дня к местам интересных исторических событий.
    8. Туристское многоборье-42ч.
    Ориентирование на местности -10 ч.
     Теория-4ч. Что нужно делать, если заблудился в лесу и что нужно знать, чтобы не заблудиться. Север, юг, запад, восток. Компас и его назначение. Нахождение сторон света без компаса. Ориентиры на местности. Карты. Масштаб. Легенда карты.Чтение карт. Обращение с компасом и картой. Азимут. Азимутальный ход.
    Практика-6ч.  Спортивное ориентирование: обучение и тренировки. Усложненый вариант ориентирования для родителей.
    Топография -6ч.
    Теория-6ч. Топографическая карта. Топографические знаки. Топографические игры. Топографический кроссворд. Топографический диктант.
    Туристские узлы и их назначение-6ч.
    Теория -1ч. Узлы, их назначение и применение в походе. Узлы: прямой, проводник, двойной проводник, восьмерка, стремя, булинь, ткацкий, академический, схватывающий, грейпвайн и т.п.
    Практика-5ч. Отработка навыков завязывания туристских узлов. Семейный конкурс  «Узелок завяжется – узелок развяжется».
    Преодоление препятствий -20ч.
    Теория- 2ч. Виды препятствий: лесные завалы, овраги, крутые склоны, гари, болота, ручьи и реки, горные перевалы и т.п. Страховка и самостраховка. Страховочные обвязки. Правила преодоления лесных завалов.
    Практика-18ч. Переправа по кочкам и гатям. Спуск с крутого склона с помощью альпенштока. Спуск с крутого склона с помощью веревки. Подъем по крутому склону при помощи веревки. Переправа по бревну. Переправа по параллельно натянутым веревкам. Переправа при помощи вертикального маятника. Переправа при помощи горизонтального маятника. Навесная переправа. Переправа рюкзаков. Отработка навыков преодоления препятствий.
    9. Туристские игры-8ч.
    Теория-2ч.  Совместная с родителями подготовка игр, викторин.
    Практика-4ч. Проведение и  спортивно-туристских игр и краеведческих викторин с участием родителей.  Совместные туристские эстафеты,  туристские соревнования
    « Лучшая семья туристов».
    10.Туристская стенгазета-4ч.
    Теория-1ч.Правила оформления газеты.
    Практика 3ч.  Совместная подготовка, изготовление и презентация стенных газет, посвященных совершенным туристами экскурсиям и походам, а также знаковым датам туристского календаря (например, Всемирному дню туризма, Дню Земли и т.п.).
    11.Природоохранные акции-10ч.
    Теория-2ч.  Необходимый инвентарь для выполнения работ по очистке территорий, соблюдение правил техники безопасности. Выявление и составление совместно с родителями  круга проблем: «Что мы сможем сделать?». Выбор дела. Создание совета дела. Распределение обязанностей. Подготовка инвентаря и спецодежды. Совместный с родителями анализ и подведение итогов:рассказ об экологических проблемах и проведенной акции учащимися младших классов.  
    Практика-8ч.  Анкетный опрос школьников, родителей, и жителей микрорайона об экологических проблемах поселка. Реализация запланированного дела: уборка мусора в близлежащих лесах и парках; расчистка близлежащих родников; развешивание кормушек и скворечников для птиц; огораживание муравейникови тд. Фоторепортаж о проведенной акции.
    12.Походы выходного дня-32ч.
    Практика-32ч.  Совместная  с родителями подготовка, осуществление и последующий анализ похода в осенний лес – с целью созерцания красот осенней природы, сбора гербария и зарисовок родной природы. Совместная с родителями подготовка, осуществление и последующий анализ лыжного похода в зимний лес – с целью изучения следов животных. Совместная  с родителями подготовка, осуществление и последующий анализ похода в весенний лес – с целью наблюдения за тем, как просыпается природа. Совместная с родителями подготовка, осуществление и последующий анализ похода вдоль небольшой лесной речки – с целью отработки навыков преодоления препятствий.
    13. Многодневный поход.
    Теория-4ч.   Предварительный сбор школьников и родителей, собирающихся в многодневное путешествие: информирование о целях и условиях совершения многодневного похода. Определение состава группы, отправляющейся в поход. Разработка маршрута. Оформление документации, необходимой для совершения многодневного похода. Подготовка к многодневному походу: техника безопасности; правила гигиены; групповое и личное снаряжение; цели и маршрут похода. Изучение карт и краеведческого материала, связанных с маршрутом предстоящего похода. Распределение обязанностей на период подготовки многодневного похода. Определение системы сменных должностей на период совершения похода. Сборы и проверка готовности участников к первому походу.
    Практика.  Совершение пешего многодневного похода группы по заранее намеченному маршруту. Итоговый групповой анализ состоявшегося похода. Фото отчет о состоявшемся походе. (осуществляется в каникулярное время летом).