Жажда жизни
В путешествии человек становится
настоящим
|
То, что Олег АНТОНОВ победил на областном этапе
«Учителя года», удивительным омичам не показалось. Большой, красивый,
уверенный в себе, а главное - сумевший сделать физкультуру если не главным,
то важным уроком в школе.
|
Наталья Яковлева
|
Олег АНТОНОВ
По спортзалу, как по лесу
Занятия Олега Владимировича Антонова дети не пропускают, потому что знают -
завтра опять будет что-то интересное. На его уроки родители приводят своих чад
со справками «освобожден» и просят: «Пускай он с вами позанимается, вы
только последите». Олег Владимирович следит. Потому что больному ребенку
движение нужно вдвойне, только правильное, а справками из него делают
неполноценного и неуверенного в себе человека.
Непонятно только, зачем молодой и сильный мужчина, у которого был выбор, решил
стать нищим учителем. Он смеется:
- Да меня тогда деньги не интересовали вообще. Хотя и сейчас не очень... В
третьем классе я записался в туристский клуб «Искатель» в нашей школе и заболел
туризмом. Поступил в Сибирский государственный университет физической культуры,
сразу зная - приду в школу, чтобы заниматься не физ-рой, а
физкультурно-оздоровительной работой. Уже на третьем курсе вел туристический
кружок в родной Лузинской школе, а после окончания вуза стал учителем.
Олег Владимирович водит меня по спортзалу. Обычный, стандартный. Но сколько
здесь происходит необычного и нестандартного! Антонов ввел в уроки физкультуры
элементы туризма. Что можно сделать, имея обычный набор - скамейки, канаты,
шведские лесенки?
- А вон там, - показывает Олег Владимирович мне узкий выступ на стене спортзала
выше человеческого роста, - ребята ходят, как по скалам. Со страховкой,
конечно. Вот тут мы преодолеваем завалы, разложив на полу
перекладины в хаотичном порядке, пытаясь пролезть под ними. Если надеть
рюкзаки, задача усложняется.
По обычной школьной лестнице можно совершить восхождение. Класс делится на
пары, один из двоих надевает тяжелый рюкзак, и весь класс начинает подъем на
мнимую гору, меняясь ношей. Зачем меняться рюкзаками? Затем, что
Олег Владимирович считает, что задача учителя - научить детей взаимопомощи
вопреки всеобщей моде на индивидуализм. В Липецке на открытом уроке он раздал
ребятам приспособления, похожие на болотные кочки, которые сам изготовил из
дерева так, чтобы на них хорошо становилась ступня. И превратил спортзал в
болото. Весь класс с кочками в руках думал, как дружно, не оставив никого в
трясине, преодолеть это препятствие. А потом разгадывали кроссворд - на
физкультуре должны быть паузы, так почему бы их не сделать интеллектуальными?
Туризм ведь, который пропагандирует Антонов, дело умных и
творческих людей.
Дело умных и творческих
- Как вы считаете, что делает человек, сидя на краю трехсотметровой
пропасти? Думает. О чем его мысли, когда он видит далеко внизу маленькие
фигурки людей, не соизмеримые с окружающими его горами, которые здесь были,
когда человечества не было, и будут, когда его не станет? - спрашивает Олег
Владимирович и сам же отвечает: - Разве он станет думать о тех ценностях,
которые принято считать главными в мире стекла, бетона и искусственного
света?
Пешеходный туризм, по его словам, непростой, трудоемкий, но бесконечно
интересный и полезный способ организации детского досуга. Ведь он обладает
огромным воспитательным потенциалом. Приучает детей переносить бытовую
неустроенность, трудности и лишения, сдерживает развитие инфантилизма, эгоизма,
учит ответственности за общее дело, воспитывает бережное отношение к
родной природе и культуре, рациональное использование своих времени, сил,
имущества.
Современные дети, по наблюдениям Олега, стали, во-первых, слабее
физически, во-вторых, умнее. Слово учителя для них не аксиома, а теорема,
которую педагог должен доказать своими умениями и знаниями. Можно просто
бросить детям мяч, но они даже с лавки не поднимутся - скучно. Поэтому педагог
должен их заинтересовать. Олег Владимирович никогда не кричит на детей,
зачем? Если они не слышат нормального голоса, почему должны отозваться на крик?
Но наказывает. И самое страшное наказание для нарушителя - он не будет
выполнять любимое упражнение. А наказывать физкультурой ему даже не приходит в
голову. Наоборот, удивляется:
- Наше поколение до сих пор помнит страшное слово «козел», через которого нужно
было прыгать. Для девочек это было мукой. Зачем, если отработать толчок и
приземление можно более простым, нестрашным способом? А если заставлять
ребенка, он просто не придет больше на урок, и будет прав, учиться должно
быть интересно.
Кстати, Олег Владимирович не требует на уроках единой формы. Да, наверное, это
дисциплинирует, собирает, но всего этого можно добиться другим способом -
авторитетом педагога и увлеченностью учеников. Походы, которые Антонов с
ребятами совершает по школьному стадиону, как полагается, с рюкзаками и
преодолением препятствий на пути, потом превращаются в восхождения на Саяны или
Кузнецкий Алатау. Туда идут, конечно, избранные - те, кто занимается в секции.
Но избранными хотят быть все! И становится ясно, как важно уметь думать,
принимая решения, отвечать за всех, работать одной командой. Тех, кто послабее,
Антонов водит на Алтай в альпийский лагерь. Одни гуляют вокруг лагеря, другие
забираются на ледники. Любой маршрут он проходит первым сам - проверяет. И
команду свою, конечно, ведет первым. Команда - от 12 до 17 -
страхует.
- Честное слово, ни разу не пришло в голову попросить кого-то из взрослых
подстраховать. Мы вместе, - говорит Олег.
Однажды падал в расщелину, из которой его дружно вытащили дети, в другой раз в
поисках брода вытянули его из разбушевавшейся реки. Бросить первого
тоже никому в голову не пришло.
Главное - вместе
Есть путешествия разной сложности. Саяны, например, лыжный поход - 180
километров своим ходом. Озеро Ергаки в Хакасии - всего-то 110 километров
пешком. Это тяжело. Когда в 9 лет Олег Антонов пошел на Тянь-Шань, то
тихо плакал и уверял, что больше никогда... Его новички, подготовленные на
«большой земле», тоже обычно решают: «Ни за что». И 90 процентов отправляются
снова по маршрутам все большей и большей сложности. Маленькая дочь Антонова
Полина, в пять лет прошагав 90 километров рядом с безжалостными мамой и
папой, наверняка думала так же. Теперь, в 8, уже заядлая путешественница.
Олег Владимирович не любит слова «поход». Поход - это некое
культурно-увеселительное мероприятие с шашлыками и горячительным. А
путешествие... Каждый человек сам определяет, зачем он отправляется в путь.
Кто-то ищет себя. Для кого-то это возможность посмотреть мир,
прикоснуться к огромному неведомому знанию, для других это просто желание
сменить обстановку, поиск чего-то нового. Путешествие с Антоновым - это
незабываемое приключение с массой новых впечатлений и эмоций. Дети
знакомятся с иными культурами, видят образ жизни других людей, наслаждаются
природой. И понимают, до чего хрупок этот мир, он тоже зависит от них.
- Турист просто созерцает окружающий его мир, а путешественники его
исследуют, ставят над ним опыты, используя себя в качестве инструмента,
шествуют по пути исследования мира. И не важно, что это исследование
заключается в походе к достопримечательностям соседнего города или в вылазке
детей в заброшенный дом. Все это шаги на пути познания, - считает Олег
Владимирович.
В путешествии человек становится настоящим. Дети открываются, будто срывая
надоевшие маски. Старшеклассница Анна в путешествии вдруг превращается в
собранного человека. Само собой получается, что вокруг нее собирается кружок
младших, которых она опекает. Даже говорит по-другому - словарный запас,
оказывается, у нее гораздо богаче, чем «круто» и «пошел на». Кстати, насчет
словарного запаса - второй год ходит с лузинскими школьниками шотландский
профессор и журналист Сэнди Рид, плохо владеющий русским языком, и сделал
практически всех членов турклуба Антонова знатоками английского. В Шотландии
лузинская школа №2 давно известна по его статьям.
Случается наоборот - крутые парни стонут и падают от усталости. Однажды Олег
Владимирович взял двоих студентов, и пока его ребятишки разного возраста,
молча пыхтя, тащили свои 20-килограммовые рюкзаки, взрослые психовали, садились
на землю, размазывая грязные слезы. Преодолеть себя непросто, но, сумев сделать
это раз, сумеешь еще множество. Не только в путешествии, но и в жизни.
Четыре выпуска было уже у Олега Владимировича, и что его радует, ни один
не потерялся в жизни, ни троечник, ни отличник. Дружат далеко не все, но если
кому-то нужна помощь, оказывают без лишних разговоров. В путешествии все
зависят друг от друга, там невозможно разбиться на группы или остаться в
одиночестве. Потому что прошел под дождем 30 километров, а с ног валиться
нельзя - надо всем вместе поставить палатку, разжечь костер, сварить кашу. И
главное - съесть ее. Когда готовят пятиклашки, обязательно путают сахар с
солью, и ничего - идет, будто ресторанное блюдо.
Преодолеть себя
К тому, что не победил на российском уровне, отнесся философски: «Конкурс
прошел, разочарование результатом осталось. Значит, надо больше работать».
Расстроился, пожалуй, больше за тех, кто ему помогал, - завучи в школе,
методисты в Институте развития образования, специалисты Минобраза.
Будет пробовать участвовать в конкурсе снова. Только теперь на основе ОБЖ. По
мнению Антонова, программа предмета перегружена начальной военной подготовкой,
а это совсем другой предмет, и вести его должны другие специалисты. Его задача
- научить детей применять знания, которые он им дает, для спасения себя и
близких, если вдруг возникнет такая ситуация: чрезвычайное происшествие,
автономное существование. У него дети на ОБЖ даже сочинения пишут. Показал мне
стопку по рассказу Джека Лондона «Жажда жизни», которого даже нет в школьной
программе. По большому счету Олег Владимирович Антонов и делится с детьми
главным, что у него есть, - жаждой жизни.
А ее у него хватает не только на уроки и путешествия, но и на любимую
семью, на встречи с друзьями, на изучение классической литературы, на освоение
английского языка. Олег Антонов по совместительству еще и депутат сельского
поселения. Два раза в неделю ходит на заседания.
- Электорат у меня серьезный, - улыбается педагог. - Я же за 14 лет сколько
народу в школе учил!
Хочет помочь своему поселку стать лучше. К нему постоянно приходят люди,
просят помочь решить проблемы по коммуналке. Сейчас вот все время
интересуются, как установить счетчики, когда пенсия всего 5-7 тысяч. Пытается
помогать. Освещение сделали на улице, за два года обновили лузинские дороги -
тоже заслуга сельского совета, где голос Антонова не последний.
- Жаловаться на то, что все плохо, не по мне. Действовать надо, иначе ничего не
изменится. Я хочу сам менять что-то в нашей жизни, а не зависеть от
говорильни.
Омск
Учитель года
|