Задача оздоровления детей школьного возраста, связанная с увеличением двигательной активности, может решаться и посредством туризма. Туристические походы и экскурсии всегда были и остаются важным средством воспитания подрастающего поколения.
Оздоровительная ценность туристских походов, путешествий определяется пребыванием человека в естественных природных условиях на чистом воздухе в сочетании с физическими нагрузками. Кроме того, занятия оздоровительным туризмом не требуют дорогостоящих спортивных залов, стадионов, бассейнов.
В школьном возрасте лишь немногие серьезно занимаются в спортивных секциях и кружках, а ведь учебные занятия требуют напряженной работы всего организма. Из-за несоблюдения режима труда и отдыха развивается гипокинезия, которая приводит к ослаблению мышц, к быстрой утомляемости. Нарушается также резистентность организма, возникает угроза кислородного голодания, появления нервных и других заболеваний. (Л.А. Алексеева). О благотворном влиянии на здоровье учащихся туризма отмечают в своих исследованиях А.Н. Нагорный, А.М. Майоров и др.
Исходя из вышесказанного, мной было проведено исследование о влиянии оздоровительного туризма на состояние здоровья учащихся.
Для реализации поставленной задачи на базе школы создана секция по туризму, в состав которой входят учащиеся 5-10 классов, которые активно участвовали в походах воскресного дня, различных экскурсиях и т.д. Все они проходили предварительный медосмотр и имели разрешение врача на участие в походах. Наблюдения проводились в течение двух лет, с 2009-2011г. и включали целый ряд методов, позволяющих оценить результат наблюдения.
Наблюдения показали, участие в походах, экскурсиях и т.д. расширяет кругозор учащихся, знакомит их с хозяйственной деятельностью региона, воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ, прививает навыки самообслуживания, приучает их к систематическому труду, воспитывает инициативу и выдержку. Отмечается положительная динамика и антропометрических показателей. Наблюдается стойкое повышение физиологических показателей тренированности, величины жизненной емкости и максимальной вентиляции легких, реакции сердечно-сосудистой системы на стандартную нагрузку. У школьников заметно улучшается самочувствие, аппетит, сон, работоспособность, они забывают про простуды, головные боли.
Школа сегодня в детском самодеятельном туризме видит эффективное средство всестороннего воспитания подрастающего поколения, включающее: умственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Популярность детского туризма растет с каждым годом. Являясь составной частью физического воспитания, туризм успешно решает воспитательные, оздоровительные и познавательные задачи.
Омской области и в нашем Омском районе уже десятки лет проводятся традиционные многодневные туристско-краеведческие соревнования, которые мы часто называем просто «турслет». Чтобы участвовать в этих соревнованиях, команде школы приходится решать массу всевозможных вопросов, начиная от подготовки команды в техническом плане и заканчивая приобретением продуктов. Учителя, занимавшиеся этими проблемами, знают как все это не просто.
До проведения таких больших соревнований, как районные и областные, приходится проводить свои школьные мероприятия: это «школьный турслет» или «День здоровья» с элементами туризма и т.д., на которых должны принять участие все учащиеся школы. Вот здесь мы сталкиваемся с большими трудностями в подготовке всего личного состава учащихся к этим соревнованиям. Приходилось после уроков заниматься с «инструкторами», которые затем занимались уже с классом и готовили учащихся к соревнованиям. Это отнимало много времени, а пользы было мало.
Новая учебная программа по физической культуре открыла бы путь туризму в школьную программу. Учебная программа предусматривает наряду с обязательной базовой частью и альтернативную часть или вариативную. Учитель физкультуры имеет право включать в свою программу тот вид спорта, который считает наиболее полезным для своей школы.
Цель программы – дать минимум знаний по туризму и краеведению, чтобы зерно, которое мы бросили в душу ребенка, со временем проросло и дало хорошие всходы.
В техническом отношении программа рассчитана на постоянное усложнение знаний и умений по туризму от младших классов к старшим. Каждая параллель классов должна к концу учебного года быть готовой к внутришкольным соревнованиям по туризму и краеведению.
За время занятий по разделу туризма учащиеся должны добиваться минимум умений и навыков по таким разделам: техника безопасности в походе; техника передвижения по пересеченной местности; правила поведения в походе; гигиена туриста; организация питания; элементы туристской техники; туристские узлы; устройство бивака; доврачебная помощь, охрана природы и экология и т.д.
Теперь вопрос – где и когда проводить уроки по туризму? Можно проводить круглый год и в зале и на открытом воздухе, но желательно осенью и весной проводить на открытом воздухе, поближе к природе.
Как оценивать? Оценивать можно так, как мы судим туристскую технику и краеведение на соревнованиях (турслет), а затем переводить результат в пятибалльную систему. Преподаватель, который знает правила судейства элементов туризма и краеведения и возможные типичные ошибки, сможет оценить в пятибалльной системе. К сожалению не все учителя физкультуры имеют эти знания. Поэтому прежде необходимо провести семинары по подготовке судей по туризму.
Теперь, когда мы имеем возможность вводить туризм в школьную программу, мы должны этим воспользоваться. Если мы реализуем эту программу, мы сделаем большое дело. Ведь туризм ценен еще и тем, что готовит человека к жизни, дает много знаний во всех сферах, готовит всесторонне развитых, умеющих все делать людей, которые до фанатизма любят природу, охраняют ее, а значит, любят свою Родину и готовы к ее охране.
|