Вторник, 21.05.2024, 08:04
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • блог Данилы Третьякова
  • Участник:Turistantonov
  • фотограф Вера Котенко
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Туризм для оздоровления детей
    Задача  оздоровления детей школьного возраста, связанная с увеличением двигательной  активности, может решаться и посредством туризма. Туристические походы и  экскурсии всегда были и остаются важным средством воспитания подрастающего  поколения.
    Оздоровительная  ценность туристских походов, путешествий определяется пребыванием человека в  естественных природных условиях на чистом воздухе в сочетании с физическими  нагрузками. Кроме того, занятия оздоровительным туризмом не требуют  дорогостоящих спортивных залов, стадионов, бассейнов.
    В  школьном возрасте лишь немногие серьезно занимаются в спортивных секциях и  кружках, а ведь учебные занятия требуют напряженной работы всего организма.  Из-за несоблюдения режима труда и отдыха развивается гипокинезия, которая  приводит к ослаблению мышц, к быстрой утомляемости. Нарушается также  резистентность организма, возникает угроза кислородного голодания, появления  нервных и других заболеваний. (Л.А. Алексеева). О благотворном влиянии на  здоровье учащихся туризма отмечают в своих исследованиях А.Н. Нагорный, А.М.  Майоров и др.
    Исходя  из вышесказанного, мной было проведено исследование о влиянии оздоровительного  туризма  на состояние здоровья учащихся.
    Для  реализации поставленной задачи на базе школы создана секция по туризму, в  состав которой входят учащиеся 5-10 классов, которые активно участвовали в  походах воскресного дня, различных экскурсиях и т.д. Все они проходили  предварительный медосмотр и имели разрешение врача на участие в походах.  Наблюдения проводились в течение двух лет, с 2009-2011г. и включали целый ряд  методов, позволяющих оценить результат наблюдения.
    Наблюдения  показали, участие в походах, экскурсиях и т.д. расширяет кругозор учащихся,  знакомит их с хозяйственной деятельностью региона, воспитывает любовь к Родине,  гордость за свой народ, прививает навыки самообслуживания, приучает их к  систематическому труду, воспитывает инициативу и выдержку. Отмечается  положительная динамика и антропометрических показателей. Наблюдается стойкое  повышение физиологических показателей тренированности, величины жизненной  емкости и максимальной вентиляции легких, реакции сердечно-сосудистой системы  на стандартную нагрузку.  У школьников  заметно улучшается самочувствие, аппетит, сон, работоспособность, они забывают  про простуды, головные боли.
    Школа  сегодня в детском самодеятельном туризме видит эффективное средство  всестороннего воспитания подрастающего поколения, включающее: умственное,  трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Популярность детского туризма  растет с каждым годом. Являясь составной частью физического воспитания, туризм  успешно решает воспитательные, оздоровительные и познавательные задачи.
    Омской области и в нашем Омском районе уже десятки лет проводятся традиционные  многодневные туристско-краеведческие соревнования, которые мы часто называем  просто «турслет». Чтобы участвовать в этих соревнованиях, команде школы  приходится решать массу всевозможных вопросов, начиная от подготовки команды в  техническом плане и заканчивая приобретением продуктов. Учителя, занимавшиеся  этими проблемами, знают как все это не просто.
    До  проведения таких больших соревнований, как районные и областные, приходится  проводить свои школьные мероприятия: это «школьный турслет» или «День здоровья»  с элементами туризма и т.д., на которых должны принять участие все учащиеся  школы. Вот здесь мы сталкиваемся с большими трудностями в подготовке всего  личного состава учащихся к этим соревнованиям. Приходилось после уроков  заниматься с «инструкторами», которые затем занимались уже с классом и готовили  учащихся к соревнованиям. Это отнимало много времени, а пользы было мало.
    Новая  учебная программа по физической культуре открыла бы путь туризму в школьную  программу. Учебная программа предусматривает наряду с обязательной базовой  частью и альтернативную часть или вариативную. Учитель физкультуры имеет право  включать в свою программу тот вид спорта, который считает наиболее полезным для  своей школы.
    Цель  программы – дать минимум знаний по туризму и  краеведению, чтобы зерно, которое мы бросили в душу ребенка, со временем  проросло и дало хорошие всходы.
    В  техническом отношении программа рассчитана на постоянное усложнение знаний и  умений по туризму от младших классов к старшим. Каждая параллель классов должна  к концу учебного года быть готовой к внутришкольным соревнованиям по туризму и  краеведению.
    За  время занятий по разделу туризма учащиеся должны добиваться минимум умений и  навыков по таким разделам: техника безопасности в походе; техника передвижения  по пересеченной местности; правила поведения в походе; гигиена туриста;  организация питания; элементы туристской техники; туристские узлы; устройство  бивака; доврачебная помощь, охрана природы и экология и т.д.
    Теперь  вопрос – где и когда проводить уроки по туризму? Можно проводить круглый год и  в зале и на открытом воздухе, но желательно осенью и весной проводить на  открытом воздухе, поближе к природе.
    Как  оценивать? Оценивать можно так, как мы судим туристскую технику и краеведение  на соревнованиях (турслет), а затем переводить результат в пятибалльную  систему. Преподаватель, который знает правила судейства элементов туризма и  краеведения и возможные типичные ошибки, сможет оценить в пятибалльной системе.  К сожалению не все учителя физкультуры имеют эти знания. Поэтому прежде  необходимо провести семинары по подготовке судей по туризму.
    Теперь,  когда мы имеем возможность вводить туризм в школьную программу, мы должны этим  воспользоваться. Если мы реализуем эту программу, мы сделаем большое дело. Ведь  туризм ценен еще и тем, что готовит человека к жизни, дает много знаний во всех  сферах, готовит всесторонне развитых, умеющих все делать людей, которые до  фанатизма любят природу, охраняют ее, а значит, любят свою Родину и готовы к ее  охране.

     
    Категория: Мои статьи | Добавил: учитель (31.08.2012)
    Просмотров: 1434 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 1
    1 Ушакова Екатерина Михайловна  
    0
    Здравствуйте, Олег Владимирович! Ваши материалы по сохранению и укреплению здоровья детей в туристических походах были бы интересны для читателей журнала " Директор школы". Если Вам интересно сотрудничество с этим журналом, отзовитесь, пожалуйста, по этому адресу katy1@direktor.ru
    C уважением Ушакова Е.М. ведущая рубрики "Уроки здоровья" журнала "Директор школы"

    Имя *:
    Email *:
    Код *: