Вторник, 30.04.2024, 04:17
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • блог Данилы Третьякова
  • Участник:Turistantonov
  • фотограф Вера Котенко
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Возможности туризма для формирования универсальных учебных действий школьников. Статья в журнале "Методист" №3 от 02.2013 года

     Любите ли вы путешествовать?

       Каждый человек сам определяет, зачем он отправляется в путь. Кто-то ищет себя. Для кого-то путешествие — это возможность посмотреть мир, прикоснуться к огромному неведомому знанию, для других это просто весёлая прогулка, желание просто сменить обстановку, поиск чего-то нового, отличного от будней.  Путешественники исследуют мир, ставят над ним опыты, используя себя в качестве инструмента. И не важно, что это исследование заключается в походе к достопримечательностям соседнего города или в вылазке детей в заброшенный дом. Все это шаги на пути познания.

       Я, по специальности  - профессиональный турист,  по мировоззрению - путешественник. Мой 27 летний опыт спортсмена-туриста и 14 летний опыт учителя привел меня к глубокому убеждению, что туризм (туристическое многоборье) – универсальное средство воспитания. Моя задача показать, как туристическое многоборье можно использовать для воспитания.

       Всем нам известно, что родители зачастую создают парник для своего ребенка, решая его малые и большие проблемы, и доля таких родителей растет. Повышенная комфортность жизни имеет оборотную сторону, человек, а тем более ребенок, становится беспомощным без благ цивилизации.

        Мои наблюдения показывают, что Поход, перефразируя слова известной песни, маленькая жизнь. Ребенок попадает в реальные ситуации, преодолевает трудности, преодолевает себя, приходит к осознанию собственных сил и возможностей.  Ребенок учится вести себя правильно в природе, в сложных ситуациях, учится сначала думать о своей безопасности,  а потом действовать, быть  более ответственными,  а,  следовательно,  его шансы выжить в ЧС повышаются. 

    В результате изменяется отношение к собственному физическому развитию, физической культуре, появляется интерес к окружающему миру. На практике дети учатся вести себя так, чтобы не вредить природе. Так идет становление характера.

    И в то же время происходит  формирование на практике, в деятельности таких важных универсальных учебных действий как установки на здоровый образ жизни; основ экологической культуры. Происходит принятие ценности природного мира, формируется готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения (личностных универсальных учебных действий);

    Дети   овладевают умениями  планировать свои действия; учитывать установленные правила; осуществлять контроль (регулятивных универсальных учебных дейст­вий); учатся ориентироваться на разнообразие способов решения жизненных задач (познавательных универсальных учебных действий);

    контролировать действия партнёра;  учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (коммуникативных универсальных учебных действий);

    учатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

       Да, школьный предмет «физическая культура», ориентирован и на эти универсальные учебные действия в том числе, но использование элементов туризма повышает возможность научить детей учиться. Понятно, что нельзя неподготовленного школьника (как и взрослого)  вести в одно и многодневные походы.

    В этом и суть моей идеи: расширить возможности предмета научить учиться за счет использования элементов туристического многоборья на уроках уже в младшей школе, ведь младший школьный возраст  наиболее чувствителен и благоприятен для усвоения социальных норм, развития коммуникативных навыков. 

    Всегда была мечта – ввести элементы туристского многоборья в образовательный процесс начальной школы. Изменения в образовании последних лет позволили мечте сбыться и  реализовать свою идею благодаря третьему часу физической культуры.

       Для этого необходимо было разработать рабочую программу по физической культуре для учащихся 1-4 классов. За  основу была взята программа под редакцией Владимира Иосифовича Ляха,  в каждый раздел которой были интегрированы элементы туристического многоборья. Например, в разделе «лыжная подготовка». Он рассчитан на 16 часов, элементы «туристское многоборье» используются на 8 уроках.  При обучении передвижению на лыжах, дети учатся преодолевать препятствия, подъему и спуску по лавиноопасным склонам с утяжелением и без, торможению на ограниченном участке, правилам поведения на лавиноопасных склонах.

        Соединить туристическое многоборье и физическую культуру позволила технология комплексных занятий (Адамовой Илоны Владимировны), адаптированная для начальной школы. Это новое, т.к. технология разработана для взрослых и есть опыт её применения только в дошкольных образовательных учреждениях.

    Для организации деятельности на уроке необходимо минимальное  специальное техническое оснащение (рюкзаки, веревки, карабины).

    На урока формируется интерес к туристскому многоборью и дети приходят заниматься дополнительно,  вне урока продолжается спортивная туристическая подготовка, т.е внеурочная деятельность является логичным продолжением урока, а урок мотивирует на занятия внеурочной деятельностью.

       Для внеурочной деятельности разработана программа «Пешеходный туризм»  туристско-краеведческой направленности для обучающихся  1-4 классов   на основе программно-методических материалов по туризму и краеведению в соответствии с требованиями Федерального  государственного образовательного стандарта. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья.  Предусматривает задания, упражнения, игры на формирование и развитие психологических и физических качеств.  

       Важной частью внеурочной деятельности являются походы, без них мотивационный эффект просто угасает. При подготовке и организации самого похода неоценимую помощь оказывают классные руководители и родители детей. Иногда такой поход становится ключевым событием  в жизни класса.

      Приращение результатов происходит по этапам:

    - первый уровень результатов - приобретение школьником социального знания через кружковые и практические занятия по отработке специальных умений;  

    - второй уровень - переживание учащимися ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям - походы выходного дня; туристские многодневные походы; спортивные туристские походы;

    -  третий уровень результатов - приобретение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия - туристско-краеведческие экспедиции; поисково-краеведческие экспедиции; природоохранные и природовосстановительные экспедиции. 

    Учителей и родителей тоже нужно готовить к туристической деятельности. Для них я провожу,  мастер-классы направленные на освоение элементарных туристических знаний и умений.

    Что является результатом моей деятельности?

    В школе сложилась система внеклассной туристической работы, в которую включены ежегодные школьные, муниципальные, областные соревнования по туристическому многоборью.  Слеты, однодневные походы собирают всех школьников с 1 по 11 класс,  их родителей и конечно, педагогов.  У нас есть  друзья-туристы из других школ, регионов и даже стран. Под моим руководством проходят многодневные туристические походы учащихся и родителей по Омской области, Алтаю и Уралу, Восточным Саянам, Северному Байкалу, Горной Шории, Тянь-Шаню, водные походы по рекам Омской области и Урала. И если сосчитать, сколько человек было со мной за это время в многодневных походах, то их количество достигает 1000. Есть успехи – под моим руководством команда неоднократно становилась победителем областных соревнований по туризму и ориентированию, Первенства Омской области по скалолазанию среди учащихся на искусственном рельефе. Мы представляли Омскую область на Всероссийских соревнованиях школьников по туристскому многоборью и стали призерами.

    Но, пожалуй, самым важным является то, что родители отмечают изменения в поведении детей после первого многодневного похода. Возрастает понимание в необходимости взаимопомощи, налаживания взаимоотношений в коллективе, необходимости дисциплины, в четком выполнении своих обязанностей. Дети начинают осознавать  недостаточность своей физической и теоретической подготовки, а так как 90 % учащихся идут в следующий поход, то у них возникает дополнительная мотивация в получении знаний и физического самосовершенствования. Подростки начинают осознавать ценность жизни, природы, понимают, сколько вокруг интересного и непознанного, изменяются краски жизни…  

    Дети становятся самостоятельнее, увереннее в принятии своих решений, появляются дополнительные навыки самообслуживания, появляется интерес к самостоятельному получению дополнительных знаний и повышению общей эрудированности, ребенок старается развить свои физические качества.

    Я уверен, что уроки и внеурочную деятельность с элементами туристского многоборья нужно продолжать в основной школе.

     

    Категория: Мои статьи | Добавил: учитель (16.02.2013)
    Просмотров: 3631 | Комментарии: 7 | Рейтинг: 4.0/1
    Всего комментариев: 1
    1 Sergfrulk  
    0
    <a href=http://zmkshop.ru/uslugi/chto-takoe-estakada/>эстакада для токопроводов внутри промышленного здания</a>

    Имя *:
    Email *:
    Код *: