Любите ли вы путешествовать?
Каждый человек сам определяет, зачем он отправляется в путь. Кто-то ищет себя. Для кого-то путешествие — это возможность посмотреть мир, прикоснуться к огромному неведомому знанию, для других это просто весёлая прогулка, желание просто сменить обстановку, поиск чего-то нового, отличного от будней. Путешественники исследуют мир, ставят над ним опыты, используя себя в качестве инструмента. И не важно, что это исследование заключается в походе к достопримечательностям соседнего города или в вылазке детей в заброшенный дом. Все это шаги на пути познания.
Я, по специальности - профессиональный турист, по мировоззрению - путешественник. Мой 27 летний опыт спортсмена-туриста и 14 летний опыт учителя привел меня к глубокому убеждению, что туризм (туристическое многоборье) – универсальное средство воспитания. Моя задача показать, как туристическое многоборье можно использовать для воспитания.
Всем нам известно, что родители зачастую создают парник для своего ребенка, решая его малые и большие проблемы, и доля таких родителей растет. Повышенная комфортность жизни имеет оборотную сторону, человек, а тем более ребенок, становится беспомощным без благ цивилизации.
Мои наблюдения показывают, что Поход, перефразируя слова известной песни, маленькая жизнь. Ребенок попадает в реальные ситуации, преодолевает трудности, преодолевает себя, приходит к осознанию собственных сил и возможностей. Ребенок учится вести себя правильно в природе, в сложных ситуациях, учится сначала думать о своей безопасности, а потом действовать, быть более ответственными, а, следовательно, его шансы выжить в ЧС повышаются.
В результате изменяется отношение к собственному физическому развитию, физической культуре, появляется интерес к окружающему миру. На практике дети учатся вести себя так, чтобы не вредить природе. Так идет становление характера.
И в то же время происходит формирование на практике, в деятельности таких важных универсальных учебных действий как установки на здоровый образ жизни; основ экологической культуры. Происходит принятие ценности природного мира, формируется готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения (личностных универсальных учебных действий);
Дети овладевают умениями планировать свои действия; учитывать установленные правила; осуществлять контроль (регулятивных универсальных учебных действий); учатся ориентироваться на разнообразие способов решения жизненных задач (познавательных универсальных учебных действий);
контролировать действия партнёра; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве (коммуникативных универсальных учебных действий);
учатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Да, школьный предмет «физическая культура», ориентирован и на эти универсальные учебные действия в том числе, но использование элементов туризма повышает возможность научить детей учиться. Понятно, что нельзя неподготовленного школьника (как и взрослого) вести в одно и многодневные походы.
В этом и суть моей идеи: расширить возможности предмета научить учиться за счет использования элементов туристического многоборья на уроках уже в младшей школе, ведь младший школьный возраст наиболее чувствителен и благоприятен для усвоения социальных норм, развития коммуникативных навыков.
Всегда была мечта – ввести элементы туристского многоборья в образовательный процесс начальной школы. Изменения в образовании последних лет позволили мечте сбыться и реализовать свою идею благодаря третьему часу физической культуры.
Для этого необходимо было разработать рабочую программу по физической культуре для учащихся 1-4 классов. За основу была взята программа под редакцией Владимира Иосифовича Ляха, в каждый раздел которой были интегрированы элементы туристического многоборья. Например, в разделе «лыжная подготовка». Он рассчитан на 16 часов, элементы «туристское многоборье» используются на 8 уроках. При обучении передвижению на лыжах, дети учатся преодолевать препятствия, подъему и спуску по лавиноопасным склонам с утяжелением и без, торможению на ограниченном участке, правилам поведения на лавиноопасных склонах.
Соединить туристическое многоборье и физическую культуру позволила технология комплексных занятий (Адамовой Илоны Владимировны), адаптированная для начальной школы. Это новое, т.к. технология разработана для взрослых и есть опыт её применения только в дошкольных образовательных учреждениях.
Для организации деятельности на уроке необходимо минимальное специальное техническое оснащение (рюкзаки, веревки, карабины).
На урока формируется интерес к туристскому многоборью и дети приходят заниматься дополнительно, вне урока продолжается спортивная туристическая подготовка, т.е внеурочная деятельность является логичным продолжением урока, а урок мотивирует на занятия внеурочной деятельностью.
Для внеурочной деятельности разработана программа «Пешеходный туризм» туристско-краеведческой направленности для обучающихся 1-4 классов на основе программно-методических материалов по туризму и краеведению в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Основная идея программы заключается в мотивации обучающихся на ведение здорового образа жизни, в формировании потребности сохранения физического и психического здоровья. Предусматривает задания, упражнения, игры на формирование и развитие психологических и физических качеств.
Важной частью внеурочной деятельности являются походы, без них мотивационный эффект просто угасает. При подготовке и организации самого похода неоценимую помощь оказывают классные руководители и родители детей. Иногда такой поход становится ключевым событием в жизни класса.
Приращение результатов происходит по этапам:
- первый уровень результатов - приобретение школьником социального знания через кружковые и практические занятия по отработке специальных умений;
- второй уровень - переживание учащимися ценности этого знания, формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям - походы выходного дня; туристские многодневные походы; спортивные туристские походы;
- третий уровень результатов - приобретение обучающимися опыта самостоятельного общественного действия - туристско-краеведческие экспедиции; поисково-краеведческие экспедиции; природоохранные и природовосстановительные экспедиции.
Учителей и родителей тоже нужно готовить к туристической деятельности. Для них я провожу, мастер-классы направленные на освоение элементарных туристических знаний и умений.
Что является результатом моей деятельности?
В школе сложилась система внеклассной туристической работы, в которую включены ежегодные школьные, муниципальные, областные соревнования по туристическому многоборью. Слеты, однодневные походы собирают всех школьников с 1 по 11 класс, их родителей и конечно, педагогов. У нас есть друзья-туристы из других школ, регионов и даже стран. Под моим руководством проходят многодневные туристические походы учащихся и родителей по Омской области, Алтаю и Уралу, Восточным Саянам, Северному Байкалу, Горной Шории, Тянь-Шаню, водные походы по рекам Омской области и Урала. И если сосчитать, сколько человек было со мной за это время в многодневных походах, то их количество достигает 1000. Есть успехи – под моим руководством команда неоднократно становилась победителем областных соревнований по туризму и ориентированию, Первенства Омской области по скалолазанию среди учащихся на искусственном рельефе. Мы представляли Омскую область на Всероссийских соревнованиях школьников по туристскому многоборью и стали призерами.
Но, пожалуй, самым важным является то, что родители отмечают изменения в поведении детей после первого многодневного похода. Возрастает понимание в необходимости взаимопомощи, налаживания взаимоотношений в коллективе, необходимости дисциплины, в четком выполнении своих обязанностей. Дети начинают осознавать недостаточность своей физической и теоретической подготовки, а так как 90 % учащихся идут в следующий поход, то у них возникает дополнительная мотивация в получении знаний и физического самосовершенствования. Подростки начинают осознавать ценность жизни, природы, понимают, сколько вокруг интересного и непознанного, изменяются краски жизни…
Дети становятся самостоятельнее, увереннее в принятии своих решений, появляются дополнительные навыки самообслуживания, появляется интерес к самостоятельному получению дополнительных знаний и повышению общей эрудированности, ребенок старается развить свои физические качества.
Я уверен, что уроки и внеурочную деятельность с элементами туристского многоборья нужно продолжать в основной школе.
|