Наталья Яковлева,
Омск: Физкультура – вредный урок!
|
Кому нужны уроки физкультуры в наших школах? Детям,
теряющим здоровье? Учителям и медикам, не имеющим желания заниматься
здоровьем школьников всерьез? Или все же чиновникам, делающим вид, что
заботятся о подрастающем поколении? | Наталья Яковлева
|
Неделю назад в Омске на уроке физкультуры утонул 11-летний школьник –
плыл-плыл и вдруг пошел ко дну. Это далеко не первый случай смерти ребенка
на уроке физкультуры. Вот несколько фактов за прошлый год:
- во время эстафеты стало плохо 15-летнему
мальчику из Москвы, в больницу его доставили уже в состоянии клинической
смерти;
- 17-летняя школьница из
Амурской области почувствовала себя дурно на уроке и через некоторое время
скончалась;
- на Дальнем Востоке ее
ровесница потеряла сознание после кросса и больше не очнулась;
- в
Нижневартовске 13-летний подросток во время бега упал и перестал дышать;
- в бассейне орловской
школы у 11-летнего мальчика начались судороги, он пошел ко дну.
Погибшие, как выяснилось, были нездоровы.
Учителей следствие не обвинило ни разу, что странно – обычно закон суров по
отношению к ним. Видно, обвинять пришлось бы слишком многих – от физруков до
чиновников Минобрнауки России. Даже за то, что во время
урока в спортивном зале 11-летнюю ученицу гимназии в Йошкар-Оле
насмерть задавили незакрепленные железные ворота для мини-футбола, школу не
наказали. Кто-то из журналистов сумел подсчитать, что за два года только
воротами покалечило 40 школьников. Судили разве что новосибирскую учительницу,
отдыхавшую в сауне, пока ее 9-летний ученик тонул в бассейне. А за то, что
ребенок погиб от нагрузки, несовместимой с его болезнью, школа почему-то не
отвечает. Хотя, на мой взгляд, причины в столь разных случаях примерно
одинаковы – полное наплевательство и педагогов, и руководства на предмет
«Физкультура».
В 2008 году один из чиновников
Министерства здравоохранения России сообщил, что в России на уроках
физкультуры ежегодно погибают от шести до двенадцати детей. Медики тогда забили
тревогу, а специалисты Минобрнауки России снизили пороги нормативов по
подтягиванию, отжиманию, прыжкам – именно по тем занятиям, во время которых
скончались дети. Зато добавили третий час физкультуры. Тем все и кончилось. С
тех пор, похоже, физкульттрагедии никто не считал. И к лучшему ситуация
практически не меняется. Вроде бы ввели в начале учебного года
медосмотры, но дети со слабым здоровьем по-прежнему допускаются до уроков
физкультуры. Почему?
Хотя бы потому, что
медосмотр – пустая формальность. В поликлинике педиатр одним взглядом
определит, насколько готов ребенок к физическим нагрузкам. Если чадо не совсем
здорово, можно настоять и взять направления к узким специалистам, тогда
медосмотр либо затянется на месяц – таковы очереди на бесплатный прием, либо
станет дорогим удовольствием: офтальмолог, ортопед, вертебролог, кардиолог,
невролог и прочие обойдутся в 500-600 рублей каждый.
Государство зачем-то тратит огромные
деньги на создание школьных медицинских кабинетов. Но участие школьных медиков
в здоровьесбережении учеников ограничивается вызовом «скорой» в случае чего. В
остальное время они просто ждут, когда ребенок принесет документ из
поликлиники. Не принес – значит, здоров. Учитель физкультуры понимает так же:
без бумажки – ты спортсмен. Да, впрочем, какая разница? Несмотря на все
разговоры об индивидуальном подходе, уровень нагрузкидля каждого ребенка он не
рассчитывает. Ведь есть нормативы, которые основной группе выполнять
полагается, хоть кровь из носу. А с подготовительной и специальной, конечно,
нужно заниматься отдельно. Причем не тем же, чем со всеми, а ЛФК. Вы видели в
школах специалистов по лечебной физкультуре? Более того, учителей физкультуры в
школах вообще мало! В Сибири специалистов по этому предмету готовят лишь в
Новосибирском государственном педуниверситете. В Омске - только
техникумы и колледжи: ни в педуниверситете, ни даже в институте физкультуры
такой специальности нет.
Физкультура – это в первую
очередь движение. Но всегда ли детям нужны те движения, которые дает
физкультура в школе? Кому она помогла избавиться от сутулости?
Почему у каждого третьего школьника – сколиоз, 90 процентов страдают
остеохондрозом, а искривления позвоночника до 10 градусов фиксируются
практически у всех выпускников? Все знают: позвоночник – основа здоровья. Но
любое движение, сделанное не «по науке», может быть опасным для ребенка в
период роста. Неполезны для неокрепшего позвоночника прыжки вдаль и ввысь,
метание мяча, другие упражнения, в которых неравномерно распределяется нагрузка
на конечности. Меж тем все они записаны в нормативах. К тому
же диспансеризация установила, что только 30 процентов
детей здоровы и без ограничений могут допускаться к занятиям физкультурой.
К счастью, большинство детей выходят с
физкультуры живыми. Но чем обернутся проблемы с позвоночником?
Или банальные, но регулярные простуды после лыжных пробежек? Хранить
лыжную форму негде - школы для спорта не предназначены, дети выходят на улицу,
в чем пришли. И ползут по лыжне, потея. Потом они, взмокшие, пойдут в той же
одежде домой. Я эту картину наблюдаю каждый день, когда иду за дочкой в школу.
По лыжне бегают разные классы, но я, к слову, в школе выполнившая кандидатский
минимум по лыжам, пока не видела ни одного ученика, умеющего правильно двигать
ногами и руками. Их не учат этому в спортзале, учительница не идет впереди по
лыжне, не показывает, как надо, не подает пример, а стоит на крылечке,
периодически забегая в школу погреться. Можно написать сколько угодно рефератов
про здоровый образ жизни, но без примера взрослых его детям не привьешь.
Добавьте к этому отсутствие нормальных раздевалок и хоть какого-то
душа, спортивные залы с плохими светом и вентиляцией, жесткое покрытие
легкоатлетических дорожек – если они вообще есть, нехватку оборудования. Пока
физкультура вместо того, чтобы прививать любовь к здоровому образу жизни,
вызывает стойкое отвращение не только к самому уроку, но к
любой двигательной активности. И неудивительно, что вместо зарядки
дети садятся за компьютер. Третий час развитию физической культуры тоже не
помог, тем более что для удобства в большинстве школ уроки обычно спаривают. То
есть занимаются ученики не три раза в неделю, а по-прежнему два, но с удвоенным
напряжением.
- Принцип должен быть другой – лучше
меньше, но чаще, – считает Олег Антонов, преподаватель физкультуры
лузинской школы №2 Омского района, победитель областного тура конкурса «Учитель
года-2012». - Пятинуминтые физзарядки после каждого урока полезнее для
ослабленных детей, чем два часа усиленной тренировки. Концентрация внимания
нарушается, а это травмоопасный фактор. Любовь к физкультуре не привьешь
принудиловкой. Если заставлять ребенка, он просто не придет больше на урок, и
будет прав – учиться должно быть интересно. В травмах на уроках,
конечно, вина и медиков, не обследующих досконально детей, и,
безусловно, учителей. У физрука должна быть ответственность не меньше, чем у
директора школы. И образование тоже. Увы, часто неправильно обучают технике
упражнений, переносят методы тренировки спортсменов на учеников
школы.
Организовать физкультминутки – дело
сложное: надо, чтобы все педагоги этого захотели. Да и не каждому учителю
физкультуры нужны лишние телодвижения. Олег Владимирович в этом смысле -
педагог редкий. Он и в институт физической культуры поступил, зная, что будет
заниматься не физрой, а физкультурно-оздоровительной работой. Спортзал
превращает в лес, болото и скалы, вводя элементы туризма, чтобы летом совершить
с желающими – и способными на восхождение - большой поход на Алтай,
Саяны или Кузнецкий Алатау. Прогульщиков у него нет. Впрочем, Антонов редкий
учитель не только потому, что живет работой. Он еще и молодой, к тому же
мужчина – таких физруков в Омской области, как и во всей России, наберется не
более 5-7 процентов, по разным данным. На мой взгляд, женщина хорошим физруком
быть не может, и редкие исключения только подтверждают правило. Во-первых, эта
специальность требует некоторого фанатизма. Утром совершить пробежку со своими
учениками, вечером провести секции для детей и взрослых, в единственный
выходной отправиться со школьной командой на соревнования, а во время отпуска –
в поход или лагерь. Вспоминаю, как шесть лет назад я была в деревне Лубянка
Полтавского района Омской области. Школа крошечная, спортзал в приспособленном
для этого классе и… масса тренажеров. Их мастерил сам учитель физкультуры –
придумывал, собирал маталлолом, варил… Слабый пол на такие подвиги не способен
– просто на собственных детей времени не останется. Во-вторых, физруку, кроме
ума и ответственности, чего хватает и у женщин, нужна сила – а иначе как помочь
ученику на том же турнике или, хуже того, в случае беды? Мальчика, утонувшего в
бассейне омской гимназии, учительница пыталась спасти – стала оказывать первую
помощь, сумев вытащить из воды. Не думаю, что у нее это получилось быстро, и у
медиков остался вопрос: с какой минуты был начат непрямой массаж
сердца?
Так кому нужны уроки физкультуры в наших
школах? Детям, теряющим здоровье, а то и жизни? Родителям, отправляющим их на
урок, как на фронт? Учителям и медикам, не имеющим желания заниматься здоровьем
школьников всерьез? Или все же чиновникам, делающим вид, что заботятся о
подрастающем поколении?
|