Вторник, 30.04.2024, 02:28
Приветствую Вас Гость | RSS
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • блог Данилы Третьякова
  • Участник:Turistantonov
  • фотограф Вера Котенко
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Главная » Статьи » Мои статьи

    Эволюция учителя.

    Работая в школе меня всегда не оставляло ощущение, что что-то не так в методике преподавания этого предмета, слишком спортивная направленность, все методики взяты из тренерской работы, нет возможности совершенствования человека как личности в целом, а не только его физических качеств. Не удивляйтесь, ведь в моем дипломе о высшем образовании записано бакалавр по физической культуре и спорту, тренер по туризму. Поэтому первые два года учительства, я  работал как тренер, используя приемы и методы спортивных тренировок, удивляясь тому, что мои ученики не проявляли высокой заинтересованности в занятиях физической культуры, их успехи были не столь хороши, как мне бы хотелось.

    Но поговорить с вами я хотел о своем движении в профессии, о том эволюционном движении, благодаря которому и стал учителем физической культуры.

     В образовательном учреждении есть условия (инвентарь, помещения, двигательная потребность детей) для занятий, но даем ли мы как учителя, возможность реализовать эти условия?

    Урок физической культуры, пожалуй, наиболее консервативен в плане перемен в образовательном процессе. Преобразовать что либо в методике преподавания, очень не легко.

    Традиционный урок физической культуры решает в основном две задачи – оздоровительную и тренирующую. Не умаляя значимости ни одной из них,  специалисты предполагают, что для значимости нашего предмета этого недостаточно. Поэтому определяющим в модернизации физкультурного образования, по  их мнению, является повышение общеобразовательного потенциала предмета «Физическая культура». Из-за  недостаточности внимания к общеобразовательной  направленности произошло его «выпадение» из системы общего образования; одновременно с этим задачи урока физической культуры  решаются не в полном объеме, что сказывается на результативности  физической культуры в школе.

    Для модернизации системы физического воспитания учащихся формулируются разные задачи, которые можно объединить в две группы:

    1. Развитие индивидуальных способностей ребенка и создание условий для их самосовершенствования средствами физической культуры.

    2. Обучение способам самостоятельного поиска необходимой информации, освоение новых двигательных действий путем переосмысления уже изученных движений, исследовательской и проектной деятельности, нахождение своих способов решения проблемных ситуаций в двигательной деятельности.

    Поэтому определение структуры и содержания  урока,  является творчеством самих педагогов. Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования на уроке  уже разработанных методик для других предметов (использование в большом объеме интерактивного оборудования), появляются вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали  узкопредметные задачи, пришла необходимость разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно преподавать предмет физическая культура. так, чтобы он решал задачи формирования разносторонне развитой личности, способной на практике получать полученные знания. В поисках путей повышения эффективности уроков я обратился к методике преподавания физической культуры, психологии обучения.

    Мне стало интересно, мешают ли занятия физкультурой занятиям по другим учебным предметам. Проанализировав достижения выпускников – медалистов нашей школы, я обнаружил интересную вещь, 90% из них серьезно занимались различными видами спорта, но при этом очень не любили физическую культуру, как учебный предмет.

    Урок физической культуры сейчас, как мы его себе представляем? Из школьных воспоминаний это значит: первое раздевалка, затем дверь, затем равняйсь, смирно и побежали в различных интерпретациях. Нормативы, от которых зависит твоя отметка и не важно, дано тебе природой выполнение этих нормативов или не дано. Ведь это факт, что некоторые дети ни когда не смогут перепрыгнуть страшного зверя по имени «конь» или «козел».

    Познакомившись с методами работы  Бесполова Д.В., представителей норвежской школы,  для себя я сделал вывод, что урок  физической культуры должен стать событием в учебный день ребенка. Я моделирую учебные ситуации на основе жизненного опыта детей. Использование стандартного инвентаря несколько ограничивает возможности урока, и я сочетаю в уроке стандартные и нестандартные приемы, оборудование и инвентарь.

    Идея использования нестандартного инвентаря пришла из моей туристической практики. Можно на уроках заняться и творчеством, как это происходит в моих походах.  В поход не возьмёшь каких-то лишних, но нужных вещей. Например, мяч, что проще  взять полиэтиленовый пакет и пару газет, ну и конечно скотч и все мяч готов. В каждом рюкзаке есть вещи, которые можно использовать не по прямому назначению.   Полотенце и футболка и что? А это реквизиты интересной игры перебрасывания мяча полотенцем. Во что играют дети на улице? В игры. Те, которые они разучили сами, которым их научили играть родители, сверстники или учитель физкультуры, но ни кто не играет в эстафеты или в кросс.

    Использование нестандартного инвентаря на уроках физической культуры позволяет преодолеть страхи перед снарядом, физической нагрузкой. И дает возможность осуществлять дифференцированный подход, например, при изучении  спортивных игр снижается посещаемость уроков - многие дети боятся мяча, поэтому обучение можно начинать с  нестандартными мячами, сделанными своими руками, безопасными, но в тоже время процесс обучения не меняется, а только постепенно усложняется.

    На уроке создавать ситуацию успеха нужно для всех и не только для детей с высоким уровнем физической подготовки. Мой урок представляет собой некий симбиоз, развития физических качеств и развития творческих способностей.

    Для преодоления недостатков акустики надо просто изменить организацию пространства взаимодействия с детьми - собрать их в круг вместо традиционной построения.

    Реализация методики Фельденкрайза также позволяет изменить урок. Она помогает развивать способность двигаться с минимальными усилиями и максимальной эффективностью не благодаря увеличению мышечной силы, а благодаря возрастающему пониманию того, как тело работает. Ведь нервная система работает прежде всего на  движения и двигательная активность отражает состояние нервной системы.  Поэтому мы учимся расслабляться и находить собственный ритм, чтобы предотвратить или преодолеть привычки в использовании тела. Фельденкрайз предлагает  использовать множество упражнений, меняющихся от урока к уроку. Урок начинается с небольших движений, постепенно соединяющихся в большие и более сложные действия. Цель состоит в том, чтобы развить легкость и свободу в каждой части тела, при этом нестандартный инвентарь абсолютно гармонично сочетается с упражнениями, предлагаемыми методикой.

    А как же с учениками, для которых физкультура это только физические нагрузки? Из своего опыта работы в школе я могу утверждать, что таких детей мало и они получают свою нагрузку и на уроках и на дополнительных занятиях, кружках и секциях. По моему мнению, урок физической культуры должен иметь массовую направленность и быть ориентирован на всех учащихся. Очень часто у учеников возникает резонное возражение «Вы, что из нас великих спортсменов делаете?» и они правы. Спортсменов должны воспитывать специализированные кружки и секции. Поэтому урок должен помочь ученику определится с направлением его внеурочной деятельности, то есть учитель показывает различные виды спорта, а ученик выбирает понравившийся и продолжает заниматься им уже на секциях.  Нужно  помнить, что для решения оздоровительных задач в практике школьной физической культуры  главным является  не повышение уровня подготовленности и без того физически сильных школьников, тем более, что здоровья им это не прибавит, а подтягивание до необходимого уровня ребят с низкими показателями здоровья и развития физических качеств. Это позволит укрепить их здоровье, повысить работоспособность и успеваемость, предупредить заболеваемость. Такое отношение должно рассматриваться в качестве главного критерия  постановки физкультурно-оздоровительной работы в общеобразовательной школе. Система контроля и оценки школьника по физической культуре не может ограничиваться лишь сдачей контрольных нормативов.  Но я думаю, что нормативы нужны, но подходить ко всем с одинаковыми требованиями нельзя. Что и подтверждает обычная биология. Каждый человек имеет свои физиологические особенности, и применение одинаковых нормативов к одному возрасту не приемлемо. При изучении спортивных игр, лыжной подготовки и других разделов физической культуры есть техника выполнения отдельных элементов, вот технику выполнения и нужно оценивать, а у учеников с высоким уровнем физической подготовки можно оценить и с помощью выполнение нормативов. С учениками,  освобожденными от уроков по медицинским показателям, я занимаюсь проектной и исследовательской деятельностью, они оказывают помощь при изготовлении нестандартного инвентаря, ведут протоколы наблюдений за выполнением техники упражнений, выполняют взаимооценку, критически оценивают деятельность всего класса, устанавливают ошибки и находят пути их устранения.

    Если говорить о помощи учащимся в выборе внеурочной деятельности, то  внеурочная деятельность по физической культуре  направлена на обеспечение потребности в физической активности, т.к. уроки не могут полностью её обеспечить. Так как я тренер по туризму, то очень часто на уроках я применяю элементы туризма, альпинизма, скалолазания и многие дети выбирают своим направлением внеурочной деятельности – туризм. 

     «Сила есть, ума не надо», «тот, кто занимается спортом, тот не обращает внимание на интеллектуальное развитие», «тот, кто любит физкультуру не любит другие предметы и на оборот». Такие стереотипы, к сожалению, присутствуют в современном российском обществе, я и построил свою работу так, чтобы мои ученики опровергали сложившиеся стереотипы. И очень надеюсь, что у меня все получится.

    Категория: Мои статьи | Добавил: учитель (19.02.2016)
    Просмотров: 513 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *: